-
Новости → Что такое каратэ-до
Истоки современного каратэ-до берут начало с острова Окинава, который имея выгодное географическое положение, находился на пересечении торговых путей и был долгое время предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Японии так и со стороны Китая. В начале 15 века на острове после междоусобной войны между тремя княжествами Хокудзан, Чудзан и Нандзан правитель Се Ха Ши из Чудзан, завоевав соседние области, продолжал усиление централизованной власти и подавление оппозиции, что всегда сопровождалось массовыми проявлениями недовольства и конфронтации населения с официальными властями. В этот период издается указ о запрете ношения оружия всем кроме высшей знати и правительственных чиновников. Крестьяне и ремесленники оставшись беззащитными перед произволом власть имущих, принялись искать защиты у местных наставников по рукопашному бою. Следует отметить, что древние системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе очень широко. Особенностью формирования боевых искусств Окинавы заключается в том, что остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. То были остатки разгромленных в 12 веке дружин Тайра, волны эмигрантов из Китая после свержения династии Мин в 1644 году, которые принесли множество элементов китайских воинских искусств в арсенал окинавского рукопашного боя. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности Цюань-Шу и японские Бу-Дзюцу сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя — Окинава-Тэ.
В 1606-1609 году остров захватывают несколько тысяч самураев под руководством клана Симудзу, Произвол захватчиков вызвал появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера Окинава-Тэ. По ночам в укромных местах участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, крестьяне сделали своим оружием собственные ноги и руки. Нанося многочисленные удары по стволам деревьев, в песок и гравий, они научились одним ударом разбивать панцири и шлемы самураев голыми руками и, не имея копий и мечей концами пальцев могли быстро протыкать тела своих врагов. Особенности ведения боя против вооруженного и защищенного доспехами воина породили принцип «Атэми», согласно которому только один сокрушительный удар, направленный в уязвимое место является решающим.
Каратэ-до, практикуемое в настоящее время, представляет собой сложную систему психофизического тренинга, объединяющего в себе духовную, оздоровительную, а также оздоровительную систему и спорт. Гитин Фунакоси, долгое время изучавшего окинавские школы рукопашного боя, часто называют «отцом японского каратэ-до», так как именно он впервые ввел значительные изменения в традиционное окинавское каратэ, разработал методику и систематизировал процесс изучения в том виде в который существует в настоящее время. Этот великий мастер внес ясность в толкование иероглифа «кара», подразумевающего «пустотность» в значении «бескорыстность». «Пустота» в его представлении передавала смысл внутренней «очищенности» или отсутствия эгоистических устремлений:
«Как зеркальная поверхность отражает все вокруг, как в тихой долине слышны самые тихие звуки, так и постигающий каратэ-до должен изгонять из себя эгоизм и злобу, стремясь правильно реагировать на все, что может внезапно произойти. Это означает „кара“ или „пустоту“ каратэ-до».
«Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым».
Концепция каратэ предполагает совершенствование тела и разума, их четкую координацию, т.е. приоритет физического развития не должен использоваться в контексте истинного каратэ-до.
Интуиции нельзя обучить. Только после многих лет упорных тренировок и медитативной работы она появляется у занимающихся. А иначе не имеет смысла подходить к изучению каратэ-до.
Смысл иероглифа «до» заключается в долгом и кропотливом Пути тренировок, медитаций и самопознания, преодоления собственного несовершенства и стремления к гармонии с окружающим миром.
В настоящее время каратэ представляет собой широкий спектр различных стилей и школ. Стили представляют собой определенный набор технических приемов, их структурную взаимосвязь, призванную решать задачи тактического характера.
Школа — это трактовка основной идеи стиля, метод обучения.
Характерным примером наличия множества школ в пределах одного стиля является СЁТОКАН: Т. Асаи (BSJKS), М. Накаяма (JKA), Х. Канадзава (SKI), Т. Касе, Х. Нисияма (ITKF) и др.
Все наиболее известные стили каратэ можно разделить на «японские» и «окинавские», Но это разделение условное, потому что корни и суть техники едины, так как у истоков каратэ-до Японии стояли все-таки мастера Окинавы. А в кругу мастеров не было принято разделять единое боевое искусство на стили. Выше всего ценилось КАЧЕСТВО, УМЕНИЕ, и в конечном итоге — ИСКУССТВО владения им.