Новости

Чемпионат по каратэ Сётокай в Гифу

Такого наплыва участников с российской стороны еще не было... 

Чемпионат Евразии - 2000

23 сентября в 9.00 в спорткомплексе «Батыр»... 

Записаться

Записаться

Позвоните и запишитесь на занятия в любой из наших секций

Цитаты

«Если враг думает о горах, атакуй как море: если он думает о море, атакуй как гора.»

Миямото Мусаси

  • НовостиИстория JKS

    1949 г. — образование JKS.
    1953 г. — 1-я отправка инструкторов за границу (в американские ВВС).
    1955 г. — установление главного додзе Ятсуя, Токио.
    1956 г. — первое установление на посту Кенсиусея (появление инструкторского звена).
    1957 г. — первый Чемпионат Японии по каратэ.
    1957 г. — признание со стороны министерства образования.
    1957 г. — получение Фунакоси звания мастера.
    1957 г. — на посту председателя — Масутани Шоджи.
    1961 г. — демонстрация искусства каратэ в честь празднования 60-летия императора.
    1964 г. — поездка по всему миру с целью обучения каратэ.
    1965 г. — первая отправка инструктора от JOCV (организация по добровольному сотрудничеству со странами в области каратэ).
    1966 г. — на посту председателя — Танака Какуи (будущий премьер-министр).
    1970 г. — Первый Чемпионат мира по каратэ.
    1972 г. — на посту председателя — Касаки Зентаро (бывший министр иностранных дел).
    1978 г. — Первый Чемпионат Японии среди молодежи.
    1981 г. — первая японская миссия воинских искусств за границу (МИД).
    1983 г. — на посту председателя — Аизука Такаши.
    1985 г. — Первый Чемпионат мира (кубок мира) по Сётокан.
    1986 г. — на посту председателя — Нахаро Нобанки.
    1987 г. — присвоение Накаяме звания мастера.
    1989 г. — на посту председателя Матсуно Рэизо.
    1994 г. — образование организации по поддержке JKS. На посту председателя — Йоджи Яматото.

    Истоки современного каратэ-до берут начало на острове Окинава, который, имея выгодное географическое положение, находился на пересечении торговых путей и был долгое время предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Японии, так и со стороны Китая. В 1429 году на о. Окинава после междоусобной войны между тремя княжествами: Хокудзан, Нандзан и Чудзан - правитель последнего Сё Ха Си, завоевав соседние области, продолжил усиление централизованной власти и основал объединенное королевство РЮ-КЮ. В 1507 году издается указ короля Сё Син о запрете ношения оружия всеми, кроме высшей знати и правительственных чиновников. В 1609 году остров захватывает трехтысячный отряд самураев клана Сацума, который политически и экономически подчинил королевство РЮ-КЮ своему клану и установил полный контроль над внешней торговлей, а также над внутренними порядками при сохранении правящей на Окинаве династии Сё. Кроме того, был ужесточён закон о запрете ношения оружия.

    Оставшись без оружия, дворяне стали развивать чисто гражданскую систему самообороны, в которой использовались руки и ноги, а также предметы быта. К слову, изучение и преподавание техники самообороны стало секретным и сохранилось таковым до начала 20-го века. Следует отметить, что древние системы рукопашного боя, существовавшие на о. Окинава, предназначались, как и везде, для применения на поле брани. Другая особенность формирования боевых искусств Окинавы заключается в том, что остров издавна служил пристанищем для разного рода беженцев. То были остатки разгромленных в 12 веке дружин Тайра, волны эмигрантов из Китая после свержения династии Мин в 1644 году, которые привнесли множество элементов китайских воинских искусств в арсенал окинавского рукопашного боя. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности Цюань-Шу и японские Бу-Дзюцу сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя на Окинаве - То-Дэ.

    В 1879 году Окинава утрачивает статус королевства и становится префектурой в составе Японии. Как и в самой Японии, где полным ходом шла модернизация, на Окинаве была изменена вся управленческая система. В 1901 году высокопоставленный чиновник и знаменитый мастер каратэ Ясуцуне (Анко) Итосу вносит предложение о введении каратэ в систему образования как метода физического воспитания. Получив разрешение, Итосу разрабатывает целую программу обучения каратэ и внедряет в систему школьного образования Окинавы. Надо отметить, что ученики Итосу - Кенцу Ябу (ветеран китайско-японской войны) и Тёмо Ханасиро (ветеран русско-японской войны), которые проходили обучение в военном училище, ввели военные методы обучения в каратэ, что соответствовало духу того времени.

    В мае 1922 году ученик Ясуцуне Итосу, мастер Гитин Фунакоси, участвует в выставке физической культуры, организованной Министерством образовании Японии, в Токио. Широкий массовый интерес побудил Фунакоси продлить срок своего пребывания в столице. После выставки он получил приглашение от самого Дзигоро Кано посетить Кодокан и провести показательные выступления перед старшими инструкторами Кодокан-дзюдо. Эти события повлияли на решение Фунакоси остаться в Токио для распространения каратэ внутри Японии. Надо отметить, что первые пять учеников Фунакоси, удостоенные черных поясов, были мастера Дзюдзюцу.

    15 октября 1924 году Фунакоси открыл Клуб каратэ в университете Кейо. Это был первый клуб каратэ в Японии, и с этого момента каратэ наравне с дзюдо и кэндо стало развиваться в университетской среде, что послужило его широкому распространению и популярности. Надо четко понять и оценить заслугу Фунакоси, который смог пробить такую провинциальную дисциплину, как каратэ, сквозь толщу бюрократии. Без высокого уровня личной культуры и образования этого было бы сделать невозможно.

    Теперь немного о названии. Изначально метод рукопашного боя на Окинаве назывался просто ТЭ (на окинавском диалекте ТИ) и неформально сохранил это название до начало 20 века. Примерно в начале 18 века в хрониках стало появляться название То-Дэ, которое означает «китайская рука» (точнее – «рука династии Тан»), также это название читалось как «Кара-тэ». Некоторые исследователи поспешили заявить, что окинавцы заимствовали эту систему рукопашного боя из Китая, что не совсем так. Окинавцы принимали и адаптировали нужные им элементы китайской системы рукопашного боя и отбрасывали бесполезные. Мало кто знает, что у макивары есть только один аналог, использующийся в фехтовальной системе клана Сацума «Дзиген-рю», в которой деревянным мечом наносятся удары по вертикальному шесту.

    Фунакоси в своей книге «Каратэ, мой путь жизни» объясняет это тем, что в то время для окинавцев все передовое было связано с Китаем, и они просто приукрашивали свой метод рукопашного боя, приписывая ему китайское происхождение. К началу 20 века на Окинаве, особенно после китайско-японской войны, когда Китай утратил былой авторитет и проиграл войну Японии, в армии, в которой сражалось много окинавцев, встал вопрос о названии окинавской системы рукопашного боя.

    Первым, кто поменял иероглиф КАРА в названии, был Тёмо Ханасиро, который в 1903 году написал эссе «Каратэ но кумитэ», использовав иероглиф, обозначающий ПУСТОТУ вместо иероглифа, обозначающего ДИНАСТИЮ ТАН.

    В 1929 году мастер Фунакоси первым официально поменял иероглиф, и с этого времени появилось название «каратэ-до». Окинава последовала этому только после конференции мастеров каратэ, проходившей в г. Наха 25 октября 1936 году.

    Форма для занятия каратэ - это легкий вариант формы одежды для дзюдо - дзюдо-ги, впервые продемонстрированная мастером Фунакоси во время выставки 1922 году. Дело в том, что на Окинаве в то время занимались каратэ в коротких шортах и в футболке, тогда как все японские дисциплины имели свою форму одежды. Также из японских систем БУДО (дзюдо, кэндо) Фунакоси взята система градации ученических и мастерских степеней (КЮ\ДАН), которую он адаптировал и ввел в каратэ. Эти факторы были весьма важны, чтобы японская молодежь восприняла каратэ как японское боевое искусство, а не пришлое.

    Надо отдать должное мастеру Дзигоро Кано за его большую поддержку Гитину Фунакоси в продвижении каратэ. Кано был не только выдающимся мастером Будо, он также был в разное время ректором университета, президентом Олимпийского комитета Японии, сенатором в парламенте Японии.

    В тридцатые годы каратэ бурно развивалось. Мастер Фунакоси преподавал в университетах: Кейо, Токийском, Такусёку, Васэда, Хосэй, - а его ученик и будущий основатель стиля Вадо-рю, мастер Хиронори Оцука, - в университетах: Сельскохозяйственном, Мейдзи, Риккё, Медицинском. Кроме того, в это время в городах Киото и Осака (на западе Японии) каратэ развивали окинавские мастера Тёдзюн Мияги и Кэнва Мабуни.

    Под давлением студентов, которые хотели наравне с дзюдо и кэндо иметь в каратэ состязательные дисциплины, стали проводиться первые опыты создания соревновательных правил. Фунакоси был против таких попыток. Этому было много причин.

    Первое - это традиции. Фунакоси к этому времени было за шестьдесят лет, он начал заниматься в детстве, когда каратэ держалось в строгой секретности, и целью его была самооборона. Методом изучения каратэ было изучение и применение ката в самообороне (расшифровка и освоения скрытой информации, заложенной в КАТА). Он понимал, что соревнования ограничат каратэ технически и постепенно уведут от первоначальной цели.

    Вторая причина - это травматизм. На соревнованиях это было неизбежно, особенно когда первые попытки проведения свободных схваток показали, что такие травмы, как сломанные носы и выбитые зубы происходят через несколько секунд после их начала.

    Третья причина - это применение каратэ на улице. Хорошие результаты на соревнованиях дают ложную уверенность в себе и могут провоцировать участие в ненужных потасовках, а это в свою очередь может привести к печальным последствиям.

    После войны, в 1952 году, правила соревнований наконец были разработаны, прошли апробирование на местном уровне и в 1956 году были официально утверждены.

    20 октября 1957 года прошел первый студенческий всеяпонский чемпионат по каратэ. Отметим, что первый чемпионат под эгидой Японской ассоциацией каратэ – JKA, прошел 30 ноября 1957 года.

    Японская ассоциация каратэ – JKA, была основано в мае 1948 года учениками мастера Гитина Фунакоси - мастерами Масатоси Накаяма и Масахиро Такаги.

    Масатоси Накаяма родился 6 апреля 1913 года в префектуре Ямагути. Он начал заниматься каратэ под руководством мастера Фунакоси в 1931 году в университете Такусёку будучи студентом первого курса. Заслуга мастера Накаяма заключается в том, что он первый на научной основе стандартизировал базовую технику каратэ, а также методом анализа биомеханики движений усовершенствовал методики тренировок, что привело к росту мощи, силы и скорости движений. Также на базе Японской ассоциацией каратэ он создал и запустил в 1958 году программу инструкторских курсов, целью которых стало воспитание инструкторов - профессионалов, которые впоследствии распространили каратэ в мире.

    Каратэ-до, практикуемое в настоящее время, представляет собой сложную систему психофизического тренинга, объединяющего в себе духовную, а также оздоровительную систему и спорт. Гитина Фунакоси, долгое время изучавшего Окинавские школы рукопашного боя, часто называют «отцом японского каратэ-до», так как именно он впервые ввел значительные изменения в традиционное Окинавское каратэ, адаптировал методику и систематизировал процесс изучения в тот вид, который вписался в систему образования Японии того времени. Этот великий мастер внес ясность в толкование иероглифа КАРА, подразумевающего ПУСТОТУ в значении «бескорыстность». ПУСТОТА в его представлении передавала смысл внутренней «очищенности» или отсутствия эгоистических устремлений:

    «Как зеркальная поверхность отражает все вокруг, как в тихой долине слышны самые тихие звуки, так и постигающий каратэ-до должен изгонять из себя эгоизм и злобу, стремясь правильно реагировать на все, что может внезапно произойти. Это означает «кара», или «пустоту», каратэ-до».

    «Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым».

    Смысл иероглифа «до», в переводе с японского означающий ПУТЬ, заключается в долгом и кропотливом пути тяжёлых и изнурительных тренировок, пути самопознания, преодоления собственного несовершенства и стремления к гармонии с окружающим миром. Это Путь всей жизни человека.

    В настоящее время Каратэ - это широкий спектр различных стилей, которые отличаются друг от друга своей концепцией. В прошлом эти концепции, заложенные в КАТА, передавались от учителя к ученику. Метод обучения назывался «Сю, Ха, Ри». Это трехэтапный процесс обучения.

    На первом этапе «Сю» ученик выполняет КАТА точно в соответствии с учением своего учителя. Тут надо знать, что в прошлом КАТА - это не только набор движений в определенном порядке как в настоящее время, но и подробная расшифровка значения этих движений, поэтому ката тренировались парно.

    Второй этап «Ха» начинался, когда ученик уже освоил базовую технику и её применение, переданную ему учителем, и начинал её адаптировать под себя.

    Третий этап «Ри» - ученик приобрел свой почерк исполнения этого КАТА и на базе заложенной идеи формирует свою. Вот почему есть много разновидности одного КАТА, как например Бассай (Пассай), у которого около 14 разновидности: Бассай-дай, Бассай-сё, Томари Пассай, Тавада Пассай, Мацумура Пассай, Исиминэ Пассай, Ханасиро Пассай и т.д.

    Современные стили берут свое начало от разных направлений окинавского каратэ, основными из которых были Сюри-тэ, Наха-тэ, Томари-тэ. Эти направления имели свои характерные КАТА. Старые мастера изучали их вне зависимости от их принадлежности к направлению каратэ, а некоторые считали, что каждая КАТА – это и есть отдельный стиль, потому что несет в себе отдельную идею. В кругу мастеров старого поколения не было принято разделять единое боевое искусство на стили и направления. В стиле Сётокан направления Сюри-тэ, к примеру, представлено катами Бассай (Пассай) и Канку (Кусянку), Наха-тэ - катой Хангецу (Сэйсан), Томари-тэ - катой Эмпи (Вансю) и Гангаку (Чинто) и т.д.

    Стандартизация КАТА потребовалась только в двадцатые годы двадцатого века, когда каратэ необходимо было получить признание официальной организации «Дай Ниппон Бутокукай» (Общество воинской добродетели Великой Японии), которая имела огромный авторитет и определяющее значение для развития БУДО в тогдашней Японии как японского боевого искусства.

    В настоящее время техника каратэ стандартизировалась у всех основных стилей, но исполнения этой техники различаются в нюансах исполнителя. Характерным примером могут быть в Сётокане – это техники каратэ в исполнении сенсэя Асаи и сенсэя Каназава, оба ученики сенсэя Накаяма. Каждый их них внес свой вклад в дальнейшее развитие концепции стиля Сётокан.

    Сётокан сегодня – это крупнейший из японских стилей каратэ. Достаточно сказать, что в Японии его постигает 30% всех занимающихся каратэ. В настоящее время существует несколько различных международных организаций, которые изучают стиль Сётокан.

    Что из себя представляет каратэ в настоящее время, очень подробно объяснял шеф – инструктор JKS мастер Тецухико Асаи:

    «Современное каратэ-до чрезмерно сконцентрировано на соревновательной практике и постепенно утрачивает специфику и философичность, присущие исконному каратэ-до.

    Когда люди, незнакомые с каратэ-до, наблюдают за соревнованиями, они часто жалуются, что им трудно понимать происходящее, определять победителя и проигравшего. Такие вопросы, на которые трудно дать ясный ответ, возникают в связи с тем, что на соревнованиях по каратэ-до запрещено нокаутировать противника. Может быть, это следует считать сложностью каратэ-до, а может быть – его трагедией. Если дойти в размышлениях об этом до крайности, то можно сказать, что на соревнованиях по каратэ-до спортсмен, нанесший удар кулаком, стремился нанести удар кулаком, а спортсмен, пропустивший удар кулаком, - приготовился пропустить удар кулаком; спортсмен, нанесший удар ногой, стремился нанести удар ногой, а пропустивший удар ногой – приготовился пропустить удар ногой. Оценивает это третье лицо – судья, который и определяет победителя. И я думаю, что судить соревнования по каратэ-до не так уж трудно.

    Как может судить человек, наблюдавший за таким дополнительным видом практики каратэ-до, как разбивание (тамэсивари), в поединке каратисты обмениваются мощнейшими ударами. Я думаю, ясно, что, если кто-то из них действительно нанесет удар своему противнику кулаком или ногой, последний получит тяжелейшую травму. Чтобы предотвратить это, в правилах соревнований по каратэ-до оговорены запрещенные действия, влекущие за собой дисквалификацию каратиста. Поэтому от участника соревнований по каратэ-до требуется умение контролировать свою технику.

    Однако на практике при занятиях каратэ-до случаются и травмы, и несчастные случаи. Они происходят тогда, когда на соревнования попадают недостаточно подготовленные и чрезмерно горячие спортсмены, которых выставляют инспекторы и тренеры, зная о том, что спортсмены подготовлены плохо. Это очень опасно. Что же делать, чтобы, на сколько это возможно, ограничить опасность несчастного случая? Опять-таки, практиковать базовую технику – кихон! Именно надежное овладение базовой техникой позволяет в любой ситуации на соревнованиях адекватно реагировать на действия противника.

    Соревнования – это всего лишь одна часть занятий каратэ-до. Важнее психологический настрой во время практики каратэ-до и постижение его философской сущности, которое происходит с каждой капелькой пота, пролитой во время занятия. Полученные таким образом знания нужно использовать для пользы личной и общественной. Именно практическую реализацию этого я считаю истинной сущностью выражения «икита каратэ-до» (пережитое каратэ-до).

    В отношении практики каратэ-до я провозглашаю каратэ-до, свободное от каких бы то ни было половых, возрастных и физических ограничений, путь совершенствования духа, техники и тела (СИН, ГИ, ТАЙ), которым можно с удовольствием заниматься на протяжении всей жизни».